Обсуждать нейтральные книги невозможно скучно. Поэтому клуб «Книжный рейв» подобрал 3 самых спорных книги за всю историю своих обсуждений. В списке тем ― вазэктомия, ПТУ и харассмент.
Предупреждаем: всё проверили на себе, рекомендуем повторять вместе с модератором.
«Моя тёмная Ванесса», Кейт Расселл
История современной Лолиты расколола книжный клуб надвое. Одни орали «ПЕДОФИЛ», а вторые успокаивали «ну подождите, 15 лет это уже не ребёнок». В качестве аргументов шли знания уголовного кодекса и судебной системы США, педагогический опыт и диванная психология.
Всю встречу мы спорили о любви и абьюзе, манипуляциях и искренности. Но главным камнем преткновения стала вазэктомия. Кто бы мог подумать, что несколько взрослых людей будут полтора часа, срываясь на крик, спорить об этой операции. Её сделал один из героев книги ― тот самый абьюзер, совративший несовершеннолетнюю ученицу.
Зачем ему вазэктомия? Клуб поделился на два лагеря:
- Он боится влечения к собственным детям
- Он ленивый и не хочет предохраняться по-другому
Каждая деталь здесь может трактоваться по-разному, и именно поэтому произведение стоит читать в книжном клубе. Одна из участниц сравнила конфликт с мемным спором о цвете платья: здесь нет правых и неправых, есть только личное восприятие.
Вот что поняли мы: даже если кажется, что вы прекрасно знаете человека, это не так. У вас могут совпадать бэкграунд, возраст, образование, сфера деятельности, и всё равно вы будете воспринимать вещи по-разному. И это прекрасно! Мы создавали книжный клуб именно ради того, чтобы слышать разные точки зрения и обсуждать важные темы через литературу.
«Конец света, моя любовь», Алла Горбунова
Поэтичный сборник рассказов, взявший премию «Нос», начинается с нежных описаний рынка, бомжей, ПТУ и неформалов. Потом ударяется в фантасмагорию, а ближе к финалу окончательно превращается в шаманский трип по русской глубинке 90-х.
И опять же одна часть клуба увидела в этом:
- Ностальгию по детству и страх перед взрослением
- Самый искренний и бесстрашный автофикшн
- Волшебную сказку без волшебства
Другие же не разглядели ничего поэтичного, а только:
- Перечисление ужасов 90-х
- Биографию потрёпанной неформалки
- Неприятную книгу в жанре «чернуха»
Чтобы обсуждать «Конец света, моя любовь», понадобятся широкий словарный запас и огромная фантазия. Определить жанр и настроение книги сложно, а описать свои впечатления ― ещё сложнее. Поэтому готовьтесь к битве жестов, эмоций и мироощущений, которые каждый будет выражать по-своему.
«Бесчестье», Джон Кутзее
Книга Нобелевского лауреата раскрывает все оттенки бесчестья, бессилия и унижения. Главный герой преподаёт в университете и спит с несчастной студенткой. Проблемы в этом не видит, за что остаётся уволенным и опозоренным.
Произведение 1999 года очень точно описывает, что такое харассмент и как действовать жертве, если уже всё случилось. Поэтому книгу интересно обсуждать в книжном клубе, где у каждого своё мнение о хайповом движении MeToo.
Какие темы оказались спорными и интересными:
- Можно ли предотвратить такую ситуацию?
- Точно ли харассмент, если никто не сказал «нет»?
- Что получает жертва от скандала?
- Почему абьюзер не признаёт своей вины?
Под конец встречи мы поняли, почему за «Бесчестье» писателю дали Букеровскую премию во второй раз. Хоть и темы были очень спорными, наш диалог получился на удивление этичным: видимо, интеллигентный и спокойный слог Кутзее настраивает на экологичные споры.
Так что «Бесчестье» однозначно рекомендуем к обсуждению. И пусть будет больше хорошей литературы, неудобных вопросов и полярных мнений, ради которых стоит собираться снова и снова.
Материал подготовил клуб «Книжный рейв».