Книжное кино

Автор:

Друзья-книголюбы, я понимаю, что наше сообщество про чтение и разговоры о чтении. Но иногда бывает так, что книжный шкаф недоступен, а окунуться в знакомую умиротворяющую атмосферу жизненно необходимо. Тогда можно обратиться к фильмам, герои которых — книжники.

«Чаринг Кросс Роуд, 84»
Великобритания, США, 1987 год
Режиссёр: Дэвид Хью Джонс

Этот «книжный» фильм не очень популярен среди киноманов мира, а российским зрителям он почти и не знаком. Считаю, это несправедливым и надеюсь исправить ситуацию.

Итак, «Чаринг Кросс Роуд, 84» — трогательная, вдумчивая и во всех смыслах — ламповая картина о двух книголюбах, и двадцатилетнем трансконтинентальном эпистолярном романе между ними.

Действия начинаются в 1949 году, когда американская писательница Хелен Ханфф, коллекционирующая произведения классической британской литературы, пытается найти некую книгу для своей коллекции. Лавки Нью-Йорка и окрестных городов оказываются в этом деле бесполезны, женщина просматривает объявления в газете и находит предложение от английского джентельмена Фрэнка Доэла. Она пишет ему письмо, получает ответ, и так завязываются близкие отношения двух интеллигентнейших людей. Они много говорят (точнее — пишут) о литературе, об особенностях торговли антикварными книгами, об отношении к библиотекам и чтению вообще, о героях произведений и их авторах. Кино атмосферное, можно сказать, букинистическое. Если вдруг вы, как и многие, этот фильм пропустили, исправьте это недоразумение.

Картина не является художественным вымыслом, это реальная история писательницы Хелен Ханфф (её играет Энн Бэнкрофт), которую она рассказала в мемуарах «Черинг Кросс Роуд, 84». Сначала книгу адаптировали под постановку на Бродвее, потом сняли телевизионный спектакль и только после этого поставили полнометражный художественный фильм.

Интересно, что в 1987 году фильм был представлен в программе московского международного кинофестиваля, и Энтони Хопкинс, сыгравший книготорговца Фрэнка Доэла, получил на нём приз за «лучшую мужскую роль».

«Книжная лавка Блэка»
Великобритания, 2000 год
Сериал — 3 сезона по 6 эпизод продолжительностью 25 минут.
Основной сценарист — Дилан Моран

Классический ситком об очень странном владельце книжного магазина и двух его друзьях. Английский юмор, книготорговец-мизантроп, крошечный книжный с неимоверным беспорядком на полках.

Ирландец Бернард Блэк живёт в Лондоне и владеет небольшим книжным магазином. Блэк любит выпить и повозмущаться тем, как глупо и сложно устроена жизнь. Вот вы, например, пробовали заполнять налоговые декларации? Да это же кромешный ад! А покупатели? Глупые необразованные людишки, бесполезные бездельники. Если бы магазин мог работать вовсе без покупателей, Блэк был бы счастлив. А пока он просто хватает посреди рабочего дня метлу, машет ею в сторону посетителей магазина, кричит при этом в мегафон: «всем спасибо, пока, возвращайтесь в реальность!» и, когда люди наконец покинули его книжную лавку, вешает на дверь табличку «Закрыто». Если вы попросите у него какую-то конкретную книгу, он даст вам первую попавшуюся под руку, снабдив её при этом роскошной рекомендацией: «книга отвратительная, зато быстро заканчивается!». Товар в магазине Блэка никак не систематизирован, тома стоят на полках, лежат на полу, опасной башней громоздятся на столе посреди торгового зала. Такой же бардак у него в рабочих документах. Благо, в какой-то момент в лавке Блэка появляется бухгалтер Мэнни Бьянко, человек, умеющий находить общий язык с покупателями и платёжными ведомостями. «Работа тяжёлая, зато зарплата низкая» — таким было коммерческое предложение Блэка, и Мэнни не смог от него отказаться.

В общем, «Книжная лавка Блэка» — это три сезона британского стендапа, юмор абсурда, мизантропия, книги и виски. Попробуйте принимать по одной серии после тяжёлого рабочего дня в качестве эскапистской практики.

«Книготорговцы»
США, 2019, документальный
Режиссёр: Д.В.Янг

«Для меня увидеть в мусоре книгу — это как найти там человеческую голову», — говорит Фрэн Лебовиц ближе к концу этого фильма. Одного из самых красивых фильмов, которые я посмотрела в 2021, одного из самых атмосферных и печальных (кадры в карусели).

Это экскурсия по миру нью-йоркских букинистов и библиофилов. Книжные склады, ярмарки и аукционы, небольшие букинистические лавки и семейные империи. Много антиквариата и предметов роскоши, мужчины в твидовых костюмах, кошки, криповатые музыкальные шкатулки и чучела чаек, закадровый джаз и звуки дождя. Конечно, это эстетское кино. Но и с точки зрения информации оно содержательно и полезно.

Как менялось само понятие редкой и ценной книги? Почему коллекционеры охотились на первые экземпляры, а потом потеряли к ним интерес? В какой момент суперобложка стала стоить дороже, чем книга без неё, какие заметки в книгах снижают её стоимость, а какие — увеличивают в разы? Как люди приходят в этот бизнес, почему они выбирают книги и почему не могут вырваться из их плена? Действительно ли интернет убил рынок бумажных книг?

Конечно, особенно ценно и интересно узнавать личные истории книготорговцев. Одному дело досталось по наследству, другой внезапно открыл его для себя в зрелом возрасте. Первые женщины, которых таки приняли в суперзакрытый и исключительно мужской клуб книжных коллекционеров; опытный букинист, который начал свой путь в раннем детстве с покупки всех изданий «Волшебника из страны Оз». Личные истории вдохновляют и радуют. В фильме есть человек, который собрал и открыл самую большую частную библиотеку, все книги в ней касаются особенностей человеческого разума. Есть история женщины, когда в студенчестве обнаружила, что в библиотеках почти нет книг о женщинах, о их роли в истории США, и начала собирать свою коллекцию. Другой букинист собирает тексты, связанные с историей чернокожего населения США, и сегодня его собрание пользуется спросом у разных институций (как для изучения, так и для экспонирования).
Разные судьбы, много любви к книгам, прекрасный Нью-Йорк, вставки ретро снимков и видео, приятная музыка — эстетский праздник.

Кристина Куплевацкая, книжный сомелье из Ноябрьска, модератор книжного клуба «Книжная среда»