12 месяцев Книжного клуба в 12 текстах

Автор:

Евгения Шафферт, организатор и модератор книжного клуба “Laetitia”, подвела итоги первого года существования клуба. Оригинальная статья с ссылками впервые опубликована в блоге «Читает Шафферт».

В конце ноября моему Книжному клубу “Laetitia” исполнился год. В течение всего года мы встречались онлайн в конце каждого месяца пестрой женской компанией, чтобы обсудить книгу. Кто-то смог прийти на все встречи, кто-то был только на нескольких. Кому-то не понравилось и он ушёл из клуба, а другим наоборот так понравилось, что мы сдружились и стали общаться даже вне клуба.

Когда я только придумывала, каким должен быть наш клуб, я решила, что у нас обязательно будет тема, вокруг которой мы организуем все чтения и обсуждения. Тему мы выбирали общим голосованием, и в итоге решили весь год читать произведения мировой классики. “Классика” – понятие в некоторой степени условное, я решила включать в него все более-менее заметные произведения, написанные до Второй мировой войны.

Итак, что же мы успели прочитать и обсудить? Произведения перечисляю не по порядку прочтения и обсуждения, а в хронологическом порядке их написания.

1. Сэй Сёнагон. Записки у изголовья (XIII век, Япония). Дневниковые записки фрейлины японской императрицы, которые дали нам возможность обсудить роль женщины в разных обществах, а также искусство видеть поэзию в самых обыденных вещах.

2. Э. Т. А. Гофман. Житейские воззрения кота Мурра (1821, Германия). Большой роман, из которого мы поняли, откуда пошли почти все известные нам говорящие котики в литературе.

3. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831, Франция). Роман, из которого мы поняли, откуда взялся Печорин и как Бальзак придумал один из самых захватывающих в мире сериалов.

4. Эмили Бронте. Грозовой перевал (1847, Великобритания). Роман, который показал нам, как авторам удается сочинять мистику, не добавив в текст ни одного фантастического элемента.

5. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1847, Великобритания). Роман, в котором нет ни одного положительного героя, но нет и отъявленных злодеев.

6. Джордж Элиот. Мидлмарч (1872, Великобритания). Роман о семейных кризисах и английской глубинке с десятком запоминающихся героев.

7. Редьярд Киплинг. Ким (1901, Великобритания). Маленький роман, с котором за остросюжетным шпионским сюжетом скрыт текст о поиске себя и своего места в мире.

8. Викентий Вересаев. Записки врача (1901, Россия). Публицистический роман о медицине и работе врача в начале прошлого века. Этические проблемы медицины прошлого оказались очень близки нам настоящим.

9. Владимир Короленко. История моего современника (1906—1921, Россия-СССР). Воспоминания писателя, которые позволили нам увидеть состояние российской провинции во второй половине XIX века.

10. Владимир Обручев. Земля Санникова (1924, СССР). Приключенческий роман, в котором смешались научный подход и колониальный налёт. Пока разбиралась с романом, с удовольствием углубилась в биографию автора.

11. Сельма Лагерлёф. Перстень Лёвеншельдов (1925, Швеция). Роман-трилогия, в котором злой рок постоянно соперничает с волей любящих женщин.

12. Михаил Булгаков. Жизнь господина де Мольера (1931, СССР). Роман-биография, который мы обсуждали на самой первой встрече клуба. Тогда мы посмотрели записи пьесы “Кабал святош” и с удовольствием сравнивали драматургический текст и текст, который Булгаков написал для ЖЗЛ.

Летом у нас спонтанно состоялась “бонусная” очная встреча Книжного клуба в Москве. Специально для нее мы выбрали и прочитали еще одну книгу – воспоминания Кузьмы Петрова-Водкина “Хвалынск”. Об этой книге я тоже немного рассказывала в блоге.

Сейчас мы подводим итоги года и решаем, какую тему выбрать для клуба на следующий год.